Главная » 2010»Август»09 » Система работы по повышению профессиональной компетентности и инновационного потенциала учителя в лицее
14:00
Система работы по повышению профессиональной компетентности и инновационного потенциала учителя в лицее
Система работы
по повышению профессиональной
компетентности и инновационного потенциала учителя
в лицее
Людмила
Сергеевна Забавкина
Директор
муниципального общеобразовательного учреждения города Кургана «Лицей № 12»
Необходимым
условием модернизации образования России является развитие профессиональной
компетентности и инновационного потенциала учителя, формирование учительского
корпуса, не передающего знания и технологии, а формирующего у учеников
готовность и умение учиться в течение всей жизни.
В соответствии с
Концепцией модернизации Российского образования и стратегической политикой в
сфере образования в лицее сложилась определенная система повышения уровня
профессиональной компетентности и инновационного потенциала учителя.
Одной из
составляющих этой системы является аттестация педкадров. Статус лицея
предполагает и требует обеспечение ОУ высококвалифицированными кадрами. Поэтому
аттестация в лицее – мощный стимул профессионального роста учителя. Побуждает к
творчеству, овладению инновациями тех, кто хочет досрочно повысить
квалификационную категорию, и требует непрерывной творческой самоотдачи от тех,
кто ее уже имеет.
Активно используются
педагогами лицея дистанционные формы
повышения квалификации. За последние три года 25 педагогов прошли дистанционное
обучение федерального и регионального уровня. Этому способствуют не только
планы дистанционного обучения, составленные по предложениям периодических
изданий для педагогов и Курганского ИПКиПРО, но и проявление инициативы самими
педагогами в поиске курсов через Интернет.
Особое внимание
уделяется развитию психологических
компетенций учителя.
В лицее создана
и успешно функционирует психолого-педагогическая медико-социальная служба
сопровождения ОП. Стабильно работают постоянно действующие семинары
психолого-педагогической направленности для разных категорий педагогов,
проводятся индивидуальные консультации специалистами. В своей работе классные
руководители и учителя-предметники используют данные карт индивидуального
развития обучающихся, которые ведут специалисты службы. Создана система
непрерывного психологического образования обучающихся, что дополнительно
мотивирует педагогов лицея на психологическую компетентность.
Классные
руководители владеют навыками составления психолого-педагогической характеристики
ученика, класса, проведения социометрических исследований сформированности
классного коллектива, учебной мотивации обучающихся. Широко используют
психологические формы и методики при проведении родительских собраний и
классных часов, в индивидуальной работе с родителями и обучающимися.
Неотъемлемым
звеном системы повышения профессионального мастерства учителя является
технологизация ОП, использование деятельностных образовательных технологий и
ИКТ. Участие во Всероссийских конкурсах образовательных учреждений, внедряющих
инновационные образовательные программы, полученные федеральные гранты, позволили создать в лицее современную
материально-техническую базу и благоприятные условия для информатизации
образовательного процесса и управления им.
В лицее три
компьютерных кабинета, точки доступа в Интернет. Все учебные кабинеты
оборудованы компьютерами, 10 кабинетов –интерактивными досками, 12 –
мультимедиа проекторами. Все педагоги лицея применяют ИКТ в своей деятельности.
Не случайно лицей является муниципальной опорной площадкой по данному
направлению, проводит семинары для учителей города и области. Две областные
конференции по информатизации образовательного процесса и по развитию
учительского потенциала проведены тоже на базе лицея. Информатизация школы
открыла новые перспективы в развитии профессиональной компетентности и
инновационного потенциала учителя. Педагогами лицея выпущены электронные
пособия по методике работы с интерактивным оборудованием и использованием ИКТ
на уроках биологии, иностранного языка, русского языка и литературы, электронный сборник медиауроков. Функционирует сайт лицея, на котором
публикуют свои методические материалы
около 30% педагогов. В лицее есть учителя, открывшие персональные сайты и сайты
сетевых сообществ – ассоциации учителей иностранных языков, преподавателей
ОРКиСЭ. Все это позволяет сделать вывод о высокой ИКТ-компетентности педагогов лицея.
Современный учитель
должен быть исследователем, владеть технологией организации исследовательской
деятельности учеников. Таковы новые социальные требования к школе и ее
выпускникам, в т. ч. изложенные в и в
новых квалификационных характеристиках педагогов. Исследовательская
деятельность - одно из направлений повышения профессиональной компетентности
учителя. Уникальной базой для организации исследовательской деятельности
педагогов и обучающихся является музей истории школы, запечатлевший в
документах полуторавековую историю ОУ, ставший победителем в смотре-конкурсе
школьных музеев к 65-летию Победы в ВОВ. В этом учебном году состоялась XXIV лицейская научно-практическая конференция обучающихся 3-11-х классов. За последние три
года 36 учителей выступили научными руководителями исследовательских работ
обучающихся и подготовили 11 победителей и призеров городских, областных и межрегиональных НПК, 5
дипломантов федерального уровня. Двенадцать учителей приняли участие в
областных конференциях и педчтениях.
В лицее
осуществляются в полной мере и конкурсные подходы в повышении профессиональной
компетентности и инновационного потенциала учителя. Десять учителей стали
победителями Всероссийского конкурса лучших учителей России ПНП «Образование».
Конкурсами и фестивалями профессионального мастерства всех уровней, в том числе
дистанционными, за последние три года охвачено 29 педагогов. Среди них
победитель и два призера Всероссийских конкурсов, 6 призеров - областных, победитель и два призера городских
конкурсов. Во время подготовки к
конкурсам в лицее царит особая творческая атмосфера, хорошо прослеживаются
навыки и умения педагогов работать в команде.
Считаем, что
учитель лицея должен быть не только исследователем, но и
экспериментатором. Экспериментальная
работа в лицее ведется по восьми направлениям. Ею охвачены все предметные
кафедры. На базе лицея открыты опорные и экспериментальные площадки всех
уровней. В разработке и реализации программ экспериментов участвуют
руководители, специалисты и учителя школы.
Одним из
направлений в системе повышения профессиональной компетентности учителя
является его участие в управлении образовательным процессом. С этой целью
руководство предметными кафедрами в лицее было передано от заместителей
директора учителям. Пакет нормативно-правовых документов, разработанный
администрацией (должностные инструкции, локальные акты, памятки,
регламентирующие направление и содержание работы кафедры) помогает быстро
овладеть новой социальной ролью, активно включиться в управленческую
деятельность. Участие в обновлении содержания образования и в отборе
инструментария в управлении его качеством, не только повысило их социальный
статус, но и обеспечило быстрый
профессиональный и дальнейший карьерный рост.
Важную роль в
развитии профессиональной компетентности и инновационного потенциала учителя
играет управленческое кредо администрации лицея:
-
воодушевлять
учителей личным примером;
-
своевременно
благодарить и материально стимулировать за выполненную работу, укреплять веру
педагога в себя и свои силы;
-
поддерживать
все позитивные инновационные начинания, оказывать практическую помощь в них;
-
поддерживать
в коллективе свою административную мотивацию на достижение успеха, на наиболее
эффективное выполнение задач лицея;
-
быть
ориентированным на поиск новых возможностей для коллектива, подчиненных, себя;
-
уметь
быстро откликаться на перспективные инновации;
-
не
поддаваться пессимизму, излучать оптимизм, всегда видеть свой лицей таким,
каким он мог бы стать.