ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Матвеева Оксана Васильевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель математики высшей квалификационной категории муниципального общеобразовательного учреждения города Кургана «Лицей №12»
В контексте модернизации образовательного процесса владение средствами информационных коммуникационных технологий (ИКТ) стало важной составляющей педагогического мастерства каждого учителя не зависимо от преподаваемого предмета.
Эффективность использования ИКТ на уроках подтверждается высокими качественными результатами обучения, высокой творческой активностью педагогов лицея. И учителя математики не исключение.
Всем известен тот факт, что изучение математики и её преподавание имеет свои трудности. Например, такие как большой объем изучаемого материала (геометрия в 8 классе), тематические модули трудные для восприятия и понимания (тема «Функция и ее график» в 7 классе, тема «Правила преобразования графиков функций» в 9 классе и т.д.). Предмет «Математика», в силу своей специфики, содержит много тем, которые не вызывают интереса у обучающихся при их изучении, поэтому возникает ещё одна проблема – это повышение мотивации обучающихся.
Применение средств ИКТ на уроках математики, в частности, интерактивной доски, позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, повысить интерес к изучаемой теме и к предмету в целом, а также познавательную активность обучающихся. Помимо всего этого, использование интерактивного оборудования позволяет оптимизировать процесс преподавания математики. На уроках математики можно использовать такие свойства интерактивной доски как обучающие, контролирующие, тренировочные, творческие и демонстрационные.
1. Обучающие свойства: - возможность изображать объемные и плоские геометрические фигуры (треугольники, четырехугольник, окружности, многогранники и др.) позволяет изучать геометрический материал: изучение элементов фигур, периметра, площади и объема фигур. Функция интерактивной доски, позволяющая изменять размеры фигур, оставляя без изменения форму, помогает в изучении темы «Подобие фигур». Функцию клонирования объекта можно использовать при изучении понятия равных фигур или многократного использования одной и той же фигуры при решении математических задач; - программы преобразования графиков функций, например, таких как, линейная, обратная пропорциональность, тригонометрических функций, позволяют обучающимся усвоить правила преобразования графиков функций и применять при их построении; - изучение тем «Координатная прямая», «Координатная плоскость» обеспечивается возможностями интерактивной доски с помощью мобильного построения координатной прямой, координатной плоскости на соответственно разлинованном поле экрана. В случае допущения каких либо ошибок в изображении или построениях, можно воспользоваться функцией ластика и начать построения сначала; - возможность использования цветовой гаммы позволяет более наглядно показать построение части графика функции на заданном промежутке, а также при изучении свойств функции: область определения, область значений, промежутки знакопостоянства, промежутки монотонности, умение находить наибольшее и наименьшее значения функции на заданном промежутке.
2. Контролирующие свойства: - программа вращающихся планок позволяет, например, провести контроль знаний основных законов арифметических действий: переместительного закона сложения, сочетательного закона умножения, распределительного закона умножения относительно сложения и др. По названию закона можно восстановить его математическую модель (и наоборот); - с помощью перемещающихся шариков с буквами по предложенным формулам математических функций можно определить название графика соответствующего заданным функциям; - эффект лопающихся воздушных шариков поможет учителю проверить умения, например, переводить обыкновенные дроби в десятичные (и наоборот); - использование так называемой программы «Водоворот» сможет помочь учителю показать сортирование дробей из предложенного перечня на две группы: правильные и неправильные дроби.
3. Тренировочные свойства: - в программе интерактивной доски имеется множество рисунков математической направленности, например, круги, разделенные на равное количество частей (две, три, четыре и т.д.) с помощью цветовой заливки или цветного пера можно использовать при изучении темы «Доли» в 5 классе; шаблон тригонометрического круга, который можно использовать в серии уроков при изучении темы «Тригонометрические функции и их значения»; - для формирования умений строить схемы и таблицы в программе доски заложены специальные значки для мобильного и эстетичного их построения; - работу с математической терминологий поможет организовать с помощью гиперссылок, установленных на соответствующую математическую модель; - функция множественного клонирования позволит, например, строить множество параллельных прямых, что наглядно показывает условие параллельности графиков линейных функций или позволит отработать правила преобразования графиков функций; - функции движения и закрепления объекта можно использовать при выполнении заданий на нахождение соответствия между двумя или более категориями понятий (предметов); - функция выделения определенного объекта («лупа») позволит учителю обратить внимание обучающихся на особо значимых моментах изучаемого материала; - «шторкой» можно скрыть часть экрана, где предложены ответы к тренировочным упражнениям с их дальнейшей само- или взаимопроверкой; - функция распознавания объектов позволяет эстетично оформить используемый на уроке материал; - возможность изменять порядок объектов позволяет перемещать их на задний или передний план экрана. Например, при составлении или отработке алгоритма решения математического задания;
4. Творческие свойства: - инструменты рисования интерактивной доски позволяют более увлекательно проводить занятия спецкурса «Решение творческих задач», что вызывает неподдельный интерес к изучению математики.
5. Демонстрационные свойства: - использование поля доски как демонстрационный экран для ранее заготовленных к урокам учебных презентаций.
Разнообразие функций интерактивной доски позволяет учителю-предметнику проектировать урок в соответствии с поставленными учебными, развивающими и воспитательными задачами. Но необходимый эффект может быть достигнут при методически грамотном моделировании структуры учебных занятий.
Таким образом, использование программного обеспечения интерактивной доски на уроках математики очень широки. В данной статье это показано лишь на небольшом количестве примеров. Свойства интерактивной доски дают неограниченные возможности учителю математики применять её как эффективное средство обучения и повышать качество математического образования.
|