Мода на фитнес
Фитнесом занимаются множество людей. Фитнес в современном обществе – это неотъемлемая часть жизни успешного человека, заботящегося о своем здоровье и имидже: это модно, красиво, это стильно. За последние годы появилось огромное число новых направлений в фитнесе, объединяющих возможности эффективного развития выносливости, гибкости, силы, ловкости и координации движений. Но одним из самых популярных и распространенных направлений является оздоровительная аэробика.  Сейчас это динамично развивающаяся структура. Она насчитывает около сорока различных направлений и постоянно обновляется. Именно поэтому в преподавании третьего урока физической культуры целесообразно использовать эту систему, применяя следующие виды аэробики: классическая аэробика (базовая) – программа общеразвивающих упражнений с использованием различных предметом и без них, разновидности бега, скачков и подскоков; танцевальная аэробика – программа с использованием различных танцевальных движений под музыку, соответствующую тому или иному стилю танца; силовая аэробика – программа упражнений силовой направленности с использованием дополнительного оборудования; степ-аэробика – программа упражнений на специальной степ-платформе с регулируемой высотой подъема; фитбол-аэробика – программа упражнений, в которых используется большой резиновый мяч диаметром до 75 см; фитнес-йога – программа упражнений для поддержания тонуса мускулатуры, развития гибкости в сочетании с правильным дыханием, улучшающая самочувствие и телосложение; стретчинг – программа упражнений на растягивание мышц в динамическом и статическом режиме.
Уроки аэробики
Уроки проводятся в зале хореографии под музыкальное сопровождение. На них решаются основные типы педагогических задач – воспитательные, оздоровительные и образовательные: - воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься, нравственно-волевых качеств; - укрепление здоровья, содействование нормальному физическому развитию;
- обучение двигательным умениям и навыкам, развитие двигательных способностей и физических качеств, приобретение необходимых знаний в области физической культуры.
Объем средств (содержание и виды движений), используемых в конкретных уроках для решения этих задач, зависит от основной цели урока. Виды оздоровительной аэробики можно не только использовать в различных частях урока, но и строить на них целый урок, структура которого в этом случае будет такая же, как и классического урока физической культуры. В нем выделяют три части: подготовительную (10–15 мин.), основную (20–25 мин.) и заключительную (5 мин.).
В подготовительной части специальной разминки основное внимание уделяется тем группам мышц и связок, которые будут задействованы в основной части урока. Чтобы в дальнейшем избежать травмы, следует включать в занятия также упражнения на растягивание (стретчинг) с небольшой амплитудой.
Основная часть урока содержит два раздела – аэробную и силовую тренировку. Их можно объединять или использовать раздельно. Последний вид тренировки выполняется обычно в партере (на полу). Однако силовые упражнения могут выполняться и у гимнастической стенки, на тренажерах и т.д. Партерная часть состоит из набора силовых упражнений, позволяющих избирательно воздействовать на определенные группы мышц. В этой части для увеличения нагрузки можно использовать дополнительное оборудование: резиновые амортизаторы, гантели, степы, мячи и т.д. Наиболее часто применяются упражнения для мышц брюшного пресса, груди, спины, плеч, таза и верхней части ног.
Заключительная часть имеет восстановительную направленность. В ней применяются упражнения на расслабление, дыхание, элементы хатха-йоги и упражнения на гибкость (стретчинг). Их воздействие направлено на мышцы, получившие самую большую нагрузку.
Уроки аэробики проводятся под музыку, так как от этого во многом зависят эффективность и привлекательность занятий для обучающихся. В подготовительной части используется умеренный темп, создающий эмоциональный настрой урока. В основной части урока музыка средней и высокой интенсивности задает ритм, характер и управляет темпом движений, а в заключительной медленная, спокойная музыка используется как фон.
Контроль
Оздоровительная аэробика – одно из направлений массовой физической культуры с регулируемой нагрузкой. Характерной чертой оздоровительной аэробики является наличие аэробной части занятия, на протяжении которой поддерживается на определенном уровне работа сердечно сосудистой, дыхательной и мышечной систем. Эффект тренированности организма состоит в благотворном влиянии на частоту сердечных сокращений (ЧСС). В этой части урока оптимальной является нагрузка на уровне от 60 до 75% от максимальной.
Для оценки функционального состояния обучающихся применяется методика оптимального пульса (см. табл. 1), которая позволяет легко и свободно определить целевую зону пульса у каждого обучающегося в зависимости от состояния пульса в покое.
Таблица 1
| Пульс утром лежа в состоянии покоя (уд./мин.) |
50 |
55 |
60 |
65 |
70 |
75 |
80 |
85 |
90 |
| Целевые зоны пульса (уд./мин.) |
144-168 |
144-162 |
150-168 |
150-168 |
150-174 |
156-174 |
156-174 |
156-174 |
162-174 |
Во время занятий пульс измеряется за 10 сек. сразу после аэробной части урока. Если у кого-либо из обучающихся величина пульса превышает целевую зону, он может снизить интенсивность упражнений или, наоборот, повысить.
Для достижения положительного эффекта от занятий используются здоровьесберегающие, личностно ориентированные и интерактивные технологии, регулируется подбор упражнений и физическая нагрузка не только на каждом уроке, но и в системе занятий, применяя при этом следующие методы:
– метод постепенного усложнения движений: сначала выполняются движения ногами, затем добавляются движения руками, потом можно изменять направление, темп; далее переходить к другому элементу. Таким образом, выстраивается цепочка из элементов;
– метод индивидуального и группового подхода при построении различных частей урока;
– метод постепенного увеличения нагрузки: 2–4 занятия обучающиеся выполняют стандартную нагрузку, затем увеличивается длительность или интенсивность упражнений.
Нагрузка на уроке регулируется следующими приемами:
-
изменение амплитуды движений;
-
изменение темпа музыки;
-
изменение веса, сопротивления;
-
изменение количества повторов или подходов;
-
изменение исходного положения.
Автор: Кудинова Елена Вадимовна, учитель физической культуры
Полный текст статьи опубликован в газете "Спорт в школе" № 2, 2010
|